1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Для педагогов

Памятка для педагогов

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве полноправного уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
 
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
 
 ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
 
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
 
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
 
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
 
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
 
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
 
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
 
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
 
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 
, формирование предпосылок учебной деятельности;
 
 
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
 
 
ФГОС ДО -  - это требования к дошкольному образованию,  к условиям реализации образовательной программы, к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
 
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный  подход к ребенку через игру.
 
Ведущими видами детской деятельности  являются:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная;
конструктивная;
трудовая
музыкальная.
 
Каждый вид организуется в соответствии с возрастными возможностями детей.
 
ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
 
   Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка:      Непосредственное общение с ребенком;
 Уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам,  потребностям;
  Поддержка индивидуальности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
 Создание условий для принятия решений, выражения чувств и мыслей ребенком
  Недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельной деятельности ( игровой, познавательно-исследовательской, и др.)
 
 Документ ориентирует  -  родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями,  чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
 
   Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
                       
  Целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
 
   «Главная миссия Стандарта – наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства!»
 
 
 
«Ребёнка надо ценить, а не оценивать»
Асмолов А.Г.
 
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
 
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий:
 - кадровых,
 - финансовых,
 - материально-технических,
 - психолого-педагогических,
 - развивающей предметно-пространственной среды.
 
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
 
Современная социокультурная ситуация развития ребенка.
 
- Бóльшей открытости мира и доступности его познания для ребенка, больше источников  информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) агрессивность доступной для ребенка информации;
 
- Культурной неустойчивости окружающего мира, смешения культур в совокупности      с многоязычностью  -   разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными      культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
 
- Сложности окружающей среды с технологической точки зрения - нарушение     устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям -  формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных     качеств личности ребенка:
 
- Быстрой изменяемости окружающего мира - новая методология познания мира     -  овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;
 
- Быстрой изменяемости окружающего мира  -  понимание ребенком важности     и неважности (второстепенности) информации -  отбор содержания дошкольного     образования  -  усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия     излишних источников познания;
 
- Агрессивности окружающей среды и ограниченности механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличия  многочисленных вредных для здоровья факторов  - негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое  -  возрастание роли инклюзивного образования  -  влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих  пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности современных детей: гиперактивность, любознательность, повышенная потребность к восприятию информации.

Go to Top