Для педагогов
Памятка для педагогов
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве полноправного уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Для кого написан ФГОС, с какой целью?
ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности) и направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО - - это требования к дошкольному образованию, к условиям реализации образовательной программы, к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.
Ведущими видами детской деятельности являются:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная;
конструктивная;
трудовая
музыкальная.
Каждый вид организуется в соответствии с возрастными возможностями детей.
ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно‑эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка: Непосредственное общение с ребенком;
Уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
Поддержка индивидуальности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
Создание условий для принятия решений, выражения чувств и мыслей ребенком
Недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельной деятельности ( игровой, познавательно-исследовательской, и др.)
Документ ориентирует - родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры представляют собой не оценку достижений ребенка в жестких рамках: знания, умения и навыки, а представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
«Главная миссия Стандарта – наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства!»
«Ребёнка надо ценить, а не оценивать»
Асмолов А.Г.
Какие условия должны быть созданы в ДОУ для реализации Программы?
Для реализации основной общеобразовательной программы необходимо создание условий:
- кадровых,
- финансовых,
- материально-технических,
- психолого-педагогических,
- развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом реализации этих условий будет создание комфортной развивающей образовательной среды, которая обеспечит доступность качественного дошкольного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, охрану и укрепление их здоровья.
Современная социокультурная ситуация развития ребенка.
- Бóльшей открытости мира и доступности его познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек) агрессивность доступной для ребенка информации;
- Культурной неустойчивости окружающего мира, смешения культур в совокупности с многоязычностью - разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру;
- Сложности окружающей среды с технологической точки зрения - нарушение устоявшейся традиционной схемы передачи знаний и опыта от взрослых детям - формирование уже на этапе дошкольного детства универсальных, комплексных качеств личности ребенка:
- Быстрой изменяемости окружающего мира - новая методология познания мира - овладение ребенком комплексным инструментарием познания мира;
- Быстрой изменяемости окружающего мира - понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации - отбор содержания дошкольного образования - усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания;
- Агрессивности окружающей среды и ограниченности механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличия многочисленных вредных для здоровья факторов - негативное влияние на здоровье детей – как физическое, так и психическое - возрастание роли инклюзивного образования - влияние на формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности современных детей: гиперактивность, любознательность, повышенная потребность к восприятию информации.